Присоединяйтесь к нашим группам
АКЦИИ СКИДКИ

ВКонтакте | ОдноКласники

Инстаграм и Фейсбук признаны террорестическими организациями на территории России




«Вечная блокировка» состоялась 25 января, и ничего не произошло.

Торжественно, в готической и напряженной атмосфере готовилась «вечная блокировка» Рутрекера государственными органами. Пользователи обменивались паническими сообщениями. Ломали головы, правильно ли поступили, когда проголосовали за отказ от выполнения требований правообладателей. Эти самые правообладатели русской попсы и лубочных русских сериалов потирали руки: теперь потекут к ним горы золота. Чиновники с важным видом рассуждали, что, дескать, ничего не поделаешь, закон есть закон, и он суров. А потому крупнейший в Рунете архив культуры, созданный обычными людьми, нужно уничтожить.

«Вечная блокировка» состоялась 25 января, и ничего не произошло.

Еще накануне администрация Рутрекера отказалась от обязательной регистрации пользователей. Теперь все материалы сайта доступны любому пользователю Сети. Трафик, проходящий через сервис, на фоне шумного обсуждения будущего Рутрекера —  даже несколько подрос. 25 января в последний день легальной работы сайта на территории России его аудитория составила 1,14 млн посетителей. К 27 января посещаемость сократилась до 861 тысячи человек, то есть в результате «вечной блокировки» добраться до ресурса не смогли максимум около 20% пользователей. Ясно, что это в основном те граждане, которые не читают новостей и пока не разобрались в происходящем. Скоро при желании подтянутся и они.

Золото утекает от правообладателей: администрация Рутрекера заявила, что отказывается от практики сотрудничества с ними, сложившейся в последние годы. Если ресурс, который исправно удалял раздачи по жалобам правообладателей, все равно оказался заблокированным (по сути, за то, что отказался самостоятельно заниматься мониторингом всех раздач, что невозможно технически), то какой смысл сотрудничать с кем бы то ни было? Это значит, что уже в течение ближайшего времени на трекере появятся тысячи удаленных прежде файлов, а спрос на легальный контент упадет. В этом пока состоит единственное реальное последствие блокировки.

В тучные годы россияне постепенно учились пользоваться легальными сервисами. Это стало возможным, потому что владельцы контента предоставляли людям адекватные условия. Популярный сервис видеоигр Steam предлагает регулярные распродажи и ограничивает рост рублевых цен. Google Music предлагает полный доступ к своему музыкальному архиву за 159 рублей в месяц (2 доллара по текущему курсу). На российский рынок вышел крупнейший мировой провайдер видео Netflix, правда, здесь пока цена на подписку кажется завышенной. «ВКонтакте» недавно удалось легализовать около четверти российской музыки, представленной в социальной сети. Вопрос о цене цифрового контента, тем более в кризис, — это вопрос разумной договоренности, и на языке ультиматумов с пользователями разговаривать не получается.

Случай Рутрекера доказал это с предельной ясностью.

Государство выставляет себя на посмешище, всерьез рассуждая о «вечной блокировке», которая обходится за несколько секунд простым изменением настроек браузера.

То есть теперь люди мотивированы повышать свою компьютерную грамотность. Они оставят блокировщиков в дураках — и это действует не только в отношении Рутрекера, но и для всех видов цензуры в Сети. Заодно пользователи имеют уникальную возможность задуматься о политическом смысле происходящего.

Ситуация патовая, потому что совершенно потемкинская «вечная блокировка» не защищает авторских прав, но при этом настраивает против чиновников пользователей.

Кирилл Мартынов

редактор отдела политики и экономики

© Ссылка на источник